(+)
(+)
(-)
(-)
Аксиологика
Антропогенное измерение.
(+) - Плюс
(-) - Минус
Человек есть мера всех вещей ( Протагор )
(+) - Плюс
(-) - Минус
Человек есть мера всех вещей ( Протагор )
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧИСТОТА
девственность, сохранность
окружающей среды ↓
девственность, сохранность
окружающей среды ↓
↑
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
РАЗРУШЕНИЕ
загрязнение природы
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
РАЗРУШЕНИЕ
загрязнение природы
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
НЕДОРАЗВИТОСТЬ
ОТСТАЛОСТЬ
ОСВОБОЖДАЕТ (+)
разрешает
(СВОБОДА) (+)
(2) →
ЗАКОН (+)
(1) ↓
(4) ↑
БЕЗЗАКОНИЕ (-)
БЕЗЗАКОНИЕ (-)
ОГРАНИЧИВАЕТ (-)
запрещает (-)
(НЕСВОДБОДА) (-)
← (3)
Монтескьё
<Свобода есть право делать все, что дозволено законами, если бы гражданин мог делать то, что этими
законами запрещено, то у него не было бы свободы, так как то самое могли бы делать и прочие граждане>
(Монтескьё)
"НЕСВОБОДА" - "Хула..."
ИВАН
АЛЁША
СМЕРДЯКОВ
ДМИТРИЙ
Федор Михайлович Достоевский "Братья Карамазовы"
"Троих с собою взяли мы,
Четвертый не хотел идти:
Сказал, важней он всех других
И вечно думает за них."
Гете "Фауст"
Отрывок из Гете конечно же спекуляция. Между тем, четвертый брат Смердяков резко выделяется из всех братьев и
является ( по слухам ) незаконнорожденным сыном Федора Павловича Карамазова. У Смердякова другая, нежели
у остальных братьев, мать - городская юродивая Лизавета Смердящая.
Ярко выраженный психологический тип каждого брата ( аксиоударение ) вписывается в определенный элемент другой
тетрады, представляющей схему психологического универсума. См. например - Т 36
НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
ПОЛНОТА
НЕПОЛНОТА
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Теорема Гёделя о неполноте
Любая формальная система не может быть одновременно и полной и непротиворечивой.
Всякая система либо неполна, либо противоречива.
ПОСТИЖИМОЕ
разумом
(человеком)
ПОЛНОТА ИСТИНЫ
↓
↑
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ истина
НЕПОЛНОЕ знание
НЕПОСТИЖИМОЕ
разумом
(человеком)
БЕССТРАШИЕ
→
инстинкт
САМОСОХРАНЕНИЯ
и сохранения благополучия
↓
САМОСОХРАНЕНИЯ
и сохранения благополучия
↓
↑
риск
ОПАСНОСТИ,
угрожающей жизни или благополучию
риск
ОПАСНОСТИ,
угрожающей жизни или благополучию
СТРАХ
←
СОХРАНЕНИЕ Земли
центробежные силы Земли не дают Солнцу поглотить планету
полезное действие ЦС (+)
центробежные силы Земли не дают Солнцу поглотить планету
полезное действие ЦС (+)
СОХРАНЕНИЕ Земли
гравитационные силы Солнца не дают планете "убежать" и погибнуть
полезное действие ГС (+)
гравитационные силы Солнца не дают планете "убежать" и погибнуть
полезное действие ГС (+)
ГИБЕЛЬ Земли
в просторах космоса
центробежные силы Земли удаляют планету от Солнца
гибельное действие ЦС (-)
в просторах космоса
центробежные силы Земли удаляют планету от Солнца
гибельное действие ЦС (-)
ГИБЕЛЬ Земли
в недрах Солнца
под воздействием гравитационных сил Земля падает на Солнце
гибельное действие ГС (-)
в недрах Солнца
под воздействием гравитационных сил Земля падает на Солнце
гибельное действие ГС (-)
Исаак Ньютон был первым, кто дал научно обоснованный ответ
на вопрос: почему Луна не падает на Землю ( ровно как и Земля на Солнце )
под действием гравитационных сил Земли?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (+)
понимание
понимание
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (+)
↓
↓
↑
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (-)
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (-)
ВНЕ ЯЗЫКА И РАЗУМА (-)
недоступность пониманию
"Человеческий язык неукоренен, где-либо в независимой реальности"
Постмодернистская парадигма.
<< Разум не просто пассивно отражает внешний мир с его неотъемлемым порядком, но деятельно и творчески проявляет себя
в процессе восприятия и познания. В некотором смысле действительность не только воспринимается разумом, но и конcтруируется им,
причем этих конструкций может быть сколько угодно много, и вовсе не обязательно одна из них должна оказаться окончательно верной.
Даже если человеческое знание и придерживается по необходимости определенных врожденных субъективных структур, и в них есть
та доля неясности, которая, наряду с человеческой волей и воображением, вносит в познание известный элемент свободы.
< - - - > Всякое человеческое понимание есть истолкование, и ни одно истолкование не бывает окончательным.
Для постмодернистской мысли характерно преобладание куновского понимания "парадигм" в современном дискурсе, что отражает признание
изначально толковательной природы разума. < - - - > В таком понимании мир в принципе не обладает никакими чертами и особенностями,
первичными по отношению к интерпретациям. Мир не существует как вещь-в-себе, независимо от интерпретации: скорее он начинает существовать
только в интерпретациях и лишь благодаря им. < - - - > Поэтому природа истины и действительность - как в философии, религии или искусстве, так и в науке -
в корне неоднозначны. Субъект будет неправ, если возомнит, будто способен преодолеть груз всех предрасположений своей субъективности.
< - - - > Глас большинства рассудил: в значительной мере мир является человеческим построением.
Человеческое знание есть не более чем истолкование. Не существует фактов, безотносительных к той или иной точке зрения.
Каждый акт восприятия и познания случаен, опосредован, обусловлен контекстом и буквально "пропитан" теорией.
Человеческий язык не укоренен где-либо в независимой реальности. Смысл извлекается разумом, поэтому нет оснований
говорить о нем как о чем то, внутренне присущем объекту, существующем в мире за пределами разума,
ибо познать этот мир невозможно, не "наградив" его при этом природой самого разума.
Не является сколько-нибудь оправданным даже само утверждение о существовании этого мира.
Во всем царит крайняя неуверенность, ибо все, что нами воспринимается и познается, есть в какой-то мере - в какой именно не установлено -
всего лишь проекция. >>
Ричард Тарнас "История западного мышления" 1991 г.
* * * * *
Постмодернистская установка - НЕТ НИЧЕГО ИЗВНЕПОЛОЖЕННОГО
СХЕМА (+)
ПРОСТОТА (+)
понятность
однозначный контекст
ПРОСТОТА (+)
понятность
однозначный контекст
РЕАЛЬНЫЙ МИР (+)
во всем своем
многообразии
↓
во всем своем
многообразии
↓
↑
ПОДМЕНА (-) реальности;
сухой, выхолощенный мир,
лишенный подробностей
ПОДМЕНА (-) реальности;
сухой, выхолощенный мир,
лишенный подробностей
СЛОЖНОСТЬ (-)
непонятность
многозначный контекст