- 2023.11.05
Правильный мат ( с активным блокированием ) сооружается там,
где вначале было пустое место. Два тихих хода.
- 2023.11.07
Самый невероятный ход!
Бессмертную комбинацию австрийского композитора Алоиза Вотавы (1960)
удалось реализовать в 2018 году без двух "стоячих" (не двигающихся) коней,
которые снижали эстетическое восприятие композиции. Год спустя израильский
компохитор Михаил Пасман зачем то опять добавил к комбинации Вотавы
коня и вставил в "своё..." полную концовку из моей версии.
- 2023.11.07
В матовой позиции знаменитого этюда (1933) Александра Селецкого черные фигуры блокируют все (3) поля вокруг своего короля,
находящегося в углу доски. К сожалению черный конь, принимающий участие в матовой конструкции, так и не сделал ни одного хода,
то-бишь не пришел на свое место. Это обстоятельство немного снижает впечатление от произведения. В новой версии этот недостаток преодолен!
Идею удалось реализовать в материале автора (А.С.), не выходя за пределы 9-ти фигур. Исчезли и некоторые аналитические трудности,
которые были в оригинале.
- 2023.11.08
Оригинальная версия Эрнеста Погосянца ("Днепропетровская правда" 1976):
1.Rh1+ Kg7 2.Rh7+ Kxh7 3.f8N+ Kh6(h8) 4.Rh7#
- 2023.11.08
Комментарий Василия Лебедева
При просмотре итогов юбилейного конкурса “А. Белявский-80” моё внимание привлёк этюд Владислава Тарасюка с потрясающе красивым ходом: Kph8!!
В истории этюдной композиции можно отыскать немалое количество этюдов с подобным манёвром на пустом участке доски. Чего только стоит поход короля в угол в непревзойдённом шедевре Валерия Чеховера ( "Вечерний Ленинград", 1954 г. )!
В ключевой позиции этюда Владислава подкупает экономичность средств для выражения темы и то, что все фигуры в этюде находятся в отдалении от белого короля, как бы прижаты к противоположной части доски, где якобы и разворачивается (вокруг пешки b2) основное действо.
Интересно что чем сильнее фигуры будут прижаты, тем сильнее будет и эффект парадоксальности. Это значит, что зеркальное ( чистое или пустое ) поле около белого короля должно быть максимально большим. Конечно, этюд страдает от дуали. Но не настолько уж… Ведь ход 6.Kph8!! не становится от этого менее потрясающим и парадоксальным.
Разумеется, захотелось устранить дуаль. Скажу сразу – ничего не вышло. Цена устранения обойдётся слишком дорого; может исчезнуть эффект воздушности (экономичности) или зеркальности (огромной пустоты). А можно ли увеличить зеркальное поле вокруг белого короля? Это удалось сделать. В новой редакции идея выражена в миниатюрной форме ( без лишнего для замысла коня ). Фигуры естественно ( добровольно ) приходят на свои места; количество взятий сократилось до одной капельки крови; белая пешка теперь совершает эксцельсиор!
Если своего короля белые парадоксальным образом отдаляют от места событий, то чёрного короля, как раз наоборот, что также парадоксально, вынуждают приблизиться! Ну и главное ( собственно, то, ради чего всё и было затеяно ) - в новой версии ход 5.Kph8!! выглядит ещё парадоксальнее! Так как фигуры за счёт белой пешки ещё более сгуртовались подальше от главного героя произведения, тем самым усилив эффект зеркальности. И не то, чтобы Kph8!!, а вообще ход королём не просится, поскольку напрашивается «естественное» и «нормальное» 5.d4...
Александр Жуков. Расширенный и переработанный вариант статьи, опубликованной в журнале «Задачи и Этюды ( №1, 2016 г.).
- 2023.11.10
Оригинальная версия Глеба Заходякина (1930):
1. Ra6! Kg8 2.Ra8+ Kg7 3.Rxh8! Kxh8 4.Kf7! 1-0
* * *
Версия с хода белых:
Ka4 Qb3 p. c4
Ka8 Rc8 Nd4
1. Qd3! Nc6! 2.Qe4! и т.д.
Однако лучше когда ладья приходит к месту (событий) издалека.
- 2023.11.10
- 2023.11.10
Играя на выигрыш в аристократическом материале (R+B - Q),
белые делают три тихих хода (Вариант B).
- 2023.11.11